13 июля. 41,6 км
Утром опять накрапывал дождь. Но в 7:30, когда мы встали, тучи немного разогнало. Ветрено, облака движутся быстро-быстро, клубятся над многочисленными синими горками. Внизу, на другом берегу реки опять слышны звон коровьих ботал и крики пастухов.
Собираемся не спеша, успеваем немного подсушить (и подкоптить дымом) вещи у большого костра-«печи» из лежавших под сосной толстых сосновых чурок (да и сухары были вполне приличные). Когда уже почти собрались – налетел небольшой дождик. Пережидаем, и двигаемся по неглубокой колее на траве к броду.
Уже около 12 часов, когда переходим Белую и выглядывает солнце. По покосной выезжаем на дорогу к Тирлянскому. Грязновато. Накатана одна сторона дороги, временами она почти сухая, а иногда опять приходится заезжать в жидкую грязь или объезжать лужи. (Налипает меньше, тут же стекает и отваливается в отличие от вчерашней густой грязи с камешками). Но двигаемся довольно быстро (особенно если сравнить со вчерашними передвижениями).
Первоначально мы хотели заехать за продуктами в Тирлян, но по дороге въезжаем в совхозный поселок (№3; после моста через Белую), и там на крыльце магазинчика дожидаемся продавщицу. Мимо ходят свиньи и прочая местная жизнедеятельность.
Покупаем перекус. Продавщица интересуется, откуда мы. Оказывается, они тоже пытались подняться на Иремель, и им тоже не удалось – дождь, град и прочие прелести. Что-то всё же непонятное творится с погодой на Иремеле! Еще говорит, что почувствовала запах дыма от нас. Ей запах нравится :), но я слегка пугаюсь, как на нас будут реагировать люди в Белорецке – очень уж мы грязные, да еще и прокоптились…
Продавщица желаем нам доброго пути, и мы отправляемся дальше. Вскоре проезжаем мимо Тирлянского – длинный поселок/городок ниже уровня дороги (мы – на 520-530) на западном берегу Белой.
Сразу после Тирляна – сюрприз! Асфальт!!! (впервые за неделю) Мы едем по хорошей дороге! Прочищаем звездочки и всё прочее от грязи и травы, и наконец-то нормально едем. Правда, в несмазанном велосипеде всё похрустывает и поскрипывает…
Чаще начинают проезжать машины. Дорога как обычно – то вверх, то вниз (чаще подъемы), только не горизонтально. Подъемы, конечно, напряжные, но, вроде, настолько крутых или долгих, чтобы идти пешком, почти нет. Только уже на последнем подъеме приходится слезть… Плюс ближе к Белорецку асфальт улучшается; становится гладким (не зернистым, как от Тирляна) и практически без выбоин, даже у самой обочины.
Дорога только переваливает уровень 700 метров, как начинается классный спуск! Километров 7-8 «серпантина»… Мимо мелькают садовые домики, лес, подъемники для горнолыжки – это уже подъезды к городу. Паша катит далеко впереди, на самом крутом спуске разогнавшись (без подкручивания) до 60,2 км/час, а в среднем под 45 км/час. Я по привычке держусь за тормоз, и быстрее 38 не разгоняюсь.
Ну вот, видно Белорецк. На обочине за кустами переодеваемся, пытаясь привести себя в более приличный вид. Солнечно, земляника… Ну, всё, едем искать гостиницу!
Впрочем, долго искать не пришлось. Уже на самой окраине города (а он весь входит в круг 7-8 км) на продолжении того же спуска (это улица Ленина, вроде) справа от трассы видим здание – спортивный комплекс (бассейн, стадион, еще чего-то, и главное - гостиница!). Называется – «Спорт» (или «Спортивная»?). Нас заселяют, берут всего по 120 рублей с человека за проживание, и по 20 рублей – за стоянку «лисапедов» прямо на вахте.
В ближайшем магазине (в 200 метрах) покупаем продукты и мыло. Стирка, душ, легкий ужин, чистая постель – благодать! Как говорится, «уставшие, но довольные», ложимся спать где-то около полуночи…
14 июля. 82,4 км
(далее – снова речь от лица Паши)
Просыпаемся; небо – чистое… Встаем в восьмом часу, в расчете доехать сегодня до Каги, где находится турбаза фирмы «Тенгри» (от которой мы сплавлялись в прошлом году по Белой).
Горячая вода из электрочайника с вахты плюс тушенка – готова горячая еда. Плюс помидоры и прочая снедь – и мы, плотно подзаправившись, выезжаем из гостиницы.
Тут же рядом обнаруживаем колонку; чистим и немного моем велики.
К нам подъезжает на многоскоростном велосипеде (марку не запомнил) немолодой мужчина, интересуется, что да как. В разговоре и мы выясняем, что велосервиса и специализированных веломагазинов в Белорецке нет, поэтому разобраться, что там у Ирины с тормозом, вряд ли получится… На прощанье он нам дарит в пакете зелень для еды и букетик цветов.
Заезжаем в магазинчик «Экстрим», посмотреть, что здесь есть для велосипедов… Небогато, прямо скажем. Из марок Великов – есть Stels и STM. Остальное – «добюджетный» уровень… У магазина отдельные личности тоже интересуются, откуда это мы на таких великах со «штанами» (в Белорецке, их, видимо, не бывает). В общем, мы решили особо тут не задерживаться, пока погода солнечная. Выяснили у местных, как выехать на дорогу на Серменево, и покатили дальше вниз.
Белорецк – городок небольшой (73,5 тыс.жит. по переписи 2002 г.), чистый, светлый, правда уличных кафе здесь как-то маловато, а то бы можно было и посидеть там… Снова переехали по ремонтировавшемуся мосту через Белую (высота – 490). Уже почти на выезде из города (после поворота направо, на запад), на подъемчике увидели столовую слева, где пообедали рублей на 150 в сумме.
Сразу за Белорецком – довольно длинный подъем, зато потом – более-менее ровно. Хотя, конечно, теперь, в основном получается так: дорога колеблется немного вверх-вниз, потом несколько подъемов, затем перед въездом в очередной городок/посёлок длинный (несколько км), довольно крутой спуск, далее – в самом поселке мост через ручей или реку, а затем – сразу снова подъем… А в общем, катить по хорошему асфальту – весьма неплохо! Причем у моего Jamis’a, похоже, накатистость лучше; едет с горы и по ровному лучше; а иринин K2 лучше едет в гору (там, где я – на 6-7-8 км/час, Ирина – на 8-10-12 км/час обгоняет), хотя это может быть из-за разницы в весе (я – 75 кг да рюкзак – 15-20, а Ирина –50 кг плюс рюкзак 7-10).
Еще три раза переезжали Белую…
На въезде в Кагу (уровень реки – 392) чуть не обновил рекорд скорости – 59,6 км/час (сейчас делаю так: на вершине раскручиваю до 25-30 км/час, а потом просто качусь вниз, не крутя педали, чтобы поменьше колебать велик вправо-влево, так как именно эти колебания наиболее опасны для его устойчивости со смещенным назад центром тяжести).
У нас был подвариант переночевать не в «Тенгри» (если бы нас туда почему-либо не пустили), а на находившейся внизу, у реки, турбазе «Агидель»… Но в «Тенгри» мы благополучно заселились. Правда, дороговато; с человека ночевка в будние дни – 250 рублей плюс ужин 80 плюс баня 50 плюс завтрак 60.
Велосипеды закрыли в отдельном домике, где стояли местные Wheeler’ы для платных велопоходов (с машиной сопровождения) от «Тенгри».
Ирина всё хотела (еще в Белорецке) купить какой-нибудь типично «женский журнал», и почитать его под пиво, но было уже поздно, и лучше было подольше поспать, да и лежавшие на тумбочке в коридоре журнальчики не вызывали желания их полистать (а пиво продавалось)…
Единственный день пока что без капли дождя! У Ирины – рекорд расстояния за день… А мы – снова в тепле и сухе, на мягкой постели, свежепомытые и сытые!.. Спать легли в первом часу.
15 июля. 75,3 км (+ сколько-то разведка пешком)
Встали в 7:40. Позавтракали до основной массы туристов, еще до девяти. Я спросил у водителя «уазика» базы про дорогу (еще один сомнительный участок на нашем пути) от поселка Иргизлы до Мраково, где он ездил лет 5 назад (и тогда они вытаскивали застрявший «Запорожец» с арбузами, хозяин которого решил проехать по восточную сторону Башкирского заповедника подзаработать…). Нам он посоветовал уточнить про дорогу у директора заповедника в Иргизлах (Михаила Васильевича, фамилию забыл).
Снова почистили велики, и теперь смазали их остатками масла (от хозяина «Трех медведей»), в основном, пролившегося-таки из баночки из-под «Компливита» через заскотченный п/э мешочек на дно «штанины» рюкзака…
Выехали около одиннадцати часов.
…Перед Магадеево у меня – 62,3 км/час. Свернули направо, в поселок, где подзакупились немного, а потом, на остановке за поселком, пообедали (без горячего). В том числе земляникой по обочинам дороги… Её тут продают, стоя на тех же обочинах, ведёрками по 3-5 литров…
С набранной высоты 540 Яумбаево внизу – на 408 метрах н.у.м. Поэтому – 65,4 км/час… Потом – подъемы до 510, а Байназарово – на 338; рекорд обновлен до 68,1 км/час…
Начавшийся дождик изменил наши планы, подсократив предстоявшее на сегодня расстояние. Посидели под тентом на склоне у Белой, снова пособирали землянику…
Наборы высоты до 507, а перед Старомусятово – спуск (до 397). Установил окончательный (пока) личный рекорд скорости – 72,4 км/час (правда, ближе к концу спуска, перед самым крутым уклоном, где-то на 45-50 км/час еще немного подкрутил педали на крайних звездочках). Адреналинчик, однако!.. Хорошо ещё, что здесь машины нечасто ездят (когда обедали у Магадеево, за 15-20 минут всего 5-7 проехало), и асфальт по-прежнему хороший. А то с моим-то рюкзаком повороты (пусть и не крутые) и маневры совершать на скоростях выше 50 км/час – весьма рискованное дело… На правых может выносить от края дороги ближе к середине на 1-1,5 метра…
Ближе к Бурзяну (по-другому – Старосубхангулово) перекусили в придорожном «пункте быстрого питания» едва теплым и твердоватым шашлыком, запивая его кумысом… Парни, поддерживавшие огонь в мангале, поспрашивали нас о том, о сём…
Перед Бурзяном (Белая там – на 305 метрах) на спуске у меня слетела кепка (от бокового порыва ветра), и обновления рекорда не получилось; «всего 68-69»… :) Кстати, вспоминается; в одном из поселков в низине стояла машина ДПС, мимо которой я прокатил где-то на 55 км/час. Они лишь проводили меня взглядами и зачем-то остановили ехавший следом (заметно медленнее) небольшой трактор…
В Бурзяне искали, где бы купить настоящего башкирского (бортевого) мёда. Местный велосипедист сказал нам, что, возможно, его продают в магазине «Алтын солок» – по главной (виляющей) улице метров за государственными зданиями через 300-400 метров. Однако мёда там не оказалось… Потом искали гостиницу. Несколько комнат в доме, где находится «базар» (на повороте), оказались занятыми. Ладно, придется ночевать в палатке, а то, ишь, уже разбаловались!.. :)
Бурзян – последний населенный пункт по эту сторону Башкирского заповедника на юг, где есть асфальтовые дороги (итого: от Тирляна до Бурзяна – около 160 км). И на выезде в сторону Гадельгареево (через него нам нужно в Иргизлы) начинается типичная для тех мест грунтовка; в спрессованную пыльную землю вдавлены камешки поменьше и покрупнее, создающие существенную вибрацию…
Плюс к этому – сразу (от крайних домов мимо местного кладбища) с асфальта – крутейший подъем (градусов на 25-30, а то и поболе), который при нас не смогла «взять» какая-то иномарка… Пыльно; после дождя всё высохло на солнце, жарко, и мы окончательно устали, решив при первом же удобном случае встать на ночёвку.
Белая – рядом, но на карте она обрамлена скалами; вряд ли там есть, где встать. В неё впадает ручей Улуелга, текущий с горы Базалжурун. Однако разведка на полкилометра в сторону Белой по нему оказалась неудачной; он пересох, и снова заниматься велопешкой метров 100-150 вниз по зарослям до реки как-то неохота (тем более, что завтра-то тогда придется снова подниматься!). Хорошо; оказалось, что прямо под дорогой (начавшей спускаться с 475) он ещё течет (через трубу) тоненькой струйкой, поэтому еще немного разведав выше, нашлось и течение…
В общем, встали на ночёвку повыше, метрах в 150-200 от дороги, в редколесье, прямо на «земляничной поляне». Готовить ужин не стали… Спать легли около полдвенадцатого.