11 июля. 6,2 км (+ неизвестно, сколько просто пешком)
Собирались встать как можно раньше, чтобы успеть за день подальше продвинуться в нужную сторону, и, если получится, подняться пешком на Большой Иремель. Но… около семи покрапывал дождик, и в итоге встали в 8:30 (всё-таки довольно рано). Вылезать сырым прохладным пасмурным утром из палатки и надевать мокрые носки, штаны и кроссовки - пренеприятнейшее, скажу я вам, занятие!..
Но костёр всё же разгорается, как обычно, и у нас – нормальный горячий завтрак, так как вода нашлась – ручей буквально в 50 метрах ниже к Жеребчику (прямо за поляной). А в тент за ночь набралась лишь пара мелких лужиц, поскольку дождь лишь немного покапал. Вышли в 11:30. Меньше, чем за 3 часа, пока не получается собираться…
Сгоняв на разведку, обнаружилось, что в 150 метрах дальше по дороге есть своротка налево, у которой справа на дереве прибит (вроде, красный) указатель «Роза ветров». Похоже, это именно та тропа, которая нам и нужна – по ней зимой ездят от гостиницы на снегоходах на Большой Иремель…
По ней и двинули дальше вверх (сняв левые педали, чтобы не мешались). Дорога сильно заросла травой. Колея вскоре практически потерялась. Идем по свободной от деревьев полосе в направлении юго-юго-восток. Трава в основном по пояс. Через километр дошли до курумника (слева от тропы), обозначенного на карте маленькими треугольными отметками. Рядом на деревьях видим отметки типа «лыжня» (синяя и желтая полосы), видимо, для зимней снегокатной трассы.
Продвигаемся медленно, Паша впереди идет как ледокол по густой траве, местами в рост человека. (Там, где колеи, трава обычно чуть пониже – на 10-20 сантиметров, и иногда пореже, может быть слегка другого оттенка зеленого цвета. Иногда видны следы лошади и не успевшая выпрямиться трава; похоже, в этих условиях на конях передвигаться эффективнее, чем пешком или с/на велосипеде)
Прошли еще километр – и начался ливень. Пережидаем его под елями и тентом почти час. Иногда капли дождя перемежаются с градинами. Только утихает, мы идем дальше, но …через полчаса хлынуло снова. В общем, пережидаем сильный дождь еще два раза (где-то и сверкало, и грохотало)…
Время уже полпятого, а мы прошли всего 3 км! И непонятно, дойдем ли мы так сегодня до избы с родником, обозначенных на карте километра через 4, а главное – стОит ли потом идти пешком на сам Иремель – в такую-то погоду (мокрые скользкие камни и трава, грязь)? (Тем более, что тропа (прерывистая линия) идет до сплошной линии дороги еще где-то 15 км – с такими темпами мы слишком долго под Иремелем шарахаться будем, а нам еще до Мелеуза потом успеть надо на поезд 19-го…) Ощущение такое, что нас «не пускают». И (где-то на высоте 920-940) мы решаем повернуть обратно и, перейдя на прежнюю дорогу (сплошная линия на карте), пробираться по ней прямо на юг…
Всего за 45 минут (быстро-быстро :) ) спускаемся (до развилки с указателем «Роза ветров») под невесть откуда взявшимся солнцем (мол, правильно делаете; нечего вам на Иремель соваться…). Решаем ехать дальше на юг, объезжая Иремель мимо.
Дорога лесная, но вроде бы хорошая (да еще и спуск немного)… То есть хорошая на протяжении 300 метров от развилки. А потом (как уже обычно :( ) начинает резко ухудшаться и превращается сперва в обычную болотину, а потом – в настоящий ручей с каменистым дном! На карте это место показано не слишком понятно; как развилка с несколькими тропами, и мы решаем, что это – не наша дорога. Паша опять уходит обследовать жуткое количество покосных дорог (на юго-юго-восток).
На это уходит больше двух часов, уже вечереет, и мы варим ужин тут же на развилке (в 300-500 метрах ниже от предыдущей ночевки), рядом с дощатым столом с лавками (место стоянки покосников, видимо).
В конце концов Паша прошёл пару километров по основной (нашей первоначальной) дороге с ручьем, и решил, что это – всё же правильная дорога, хотя бы потому, что она не закончилась, как покосные, через полкилометра, а идет дальше на юго-восток вверх по склону, как нам и надо… Опять накрапывает дождик. Велокомп показывает 6,2 км, из них 5,8 – вверх-вниз на хребет Гора Иремель, а на 400 метров мы в итоге продвинулись от места последней стоянки…
Ставим палатку – и спать. Решаем завтра встать в 6 часов, иначе с такими темпами продвижения мы рискуем «застрять» здесь, а нам-то 19-го надо быть в Мелеузе – в 300-400 км на юго-запад…
12 июля. 39,6 км
(за этот день – речь от лица Паши)
Всё-таки встать в 6 – для нас нереально. Но и в 6:40 – замечательно, тем более, что и собрались за 2,5 часа; выехали/вышли в 9:15…
Первые 1,9 км были разведаны вчера. Поначалу – вверх по ручью. Из нескольких дорог/колей лучше выбирать ту, которая идет левее; вдоль края леса на юго-восток, иначе можно уехать по свороткам в глушь… По камням на дне всё время немного вверх. Пару-тройку раз обходим толстые деревья, упавшие прямо поперек дороги, из-за которых, видимо, это дорога уже лет 8-10 (судя по выросшим на ней молодым деревцам) как непроезжабельна даже для тракторов-сеновозов. На протяжении следующих нескольких км (на высотах 880-900) дорога становится постепенно получше (менее заросшая) и выравнивается. Так что мы прикручиваем обратно левые педали, и наконец-то по ней удается даже проезжать по 100-200 метров.
Потом становится ясно, что перевал мы проехали, и спускаться еще легче, так как можно ехать, не крутя педали. Правда, трудновато держать равновесие, поскольку ехать иногда лучше по колее (а не между ними), едва угадываемой в траве (по высоте травы и другому оттенку ее зеленого цвета), а она узковата, и педали иногда задевают за края…
Еще небольшой подъем (по которому можно ехать) – уже с поворотом на юго-запад – и лес сменяется на… как бы это сказать; прореженный, что ли, «паркового» типа. Справа виднеются горы (хребет Бакты), через которые в прошлом году замучивались проезжать москвичи (но при этом они за 1 день добрались из Тюлюка до Белорецка – 108 км! ЛОСИ!!!) из Александровки, так как были проблемы с ориентированием, и потом преодолевали очень крутой перевал…
Облака расходятся, и выглядывает солнце. Слева становится слышно журчание ручья Синяк… Уже едем по восточному склону горы Лиственная (на высоте 800, судя по карте)… Впервые за последние 4 дня скорость иногда повышается до 20 км/час… Пару раз, правда, заваливался набок (когда в траве попадались гладкие стволы деревьев, лежавшие под острым углом; переднее колесо еще перескакивает, а вот нагруженное заднее – скользит вдоль, и из-за угла с передним велик слишком наклоняется вбок).
Спускаемся к 700, 650… Слева появляется гряда гор во весь горизонт (хребты Иремель, Аваляк, горы Синяк). Мы ЕДЕМ дальше на юг – хорошо! :) Иногда получается даунхилл, так как склон довольно-таки крутой, а дорога – лесная, по сути. О том, что движемся правильно, указывает появление на открытом (от леса) месте ручья и брода через него (шириной метров 10-15). Здесь сливаются Синяк и Тыгын (высота 593). Холм слева - Тыгынская Шишка.
Я, не снимая кроссовок, а только закатывая штаны, разведываю глубину. Нормально. Перевожу велики; волны не доходят до нижнего края «штанин» несколько сантиметров. Вода холодновата, но по солнышку это вполне сойдет. Ирина переходит ручей босиком.
После брода на уже вполне укатанной дороге появляются отчетливые следы от протектора грузовика. Там сразу идет чуть похуже дорога прямо, но правильно – направо, на юг. Еще через 2-3 км, как и показано на карте, снова брод, но уже через ручей Большой Авняр (в который чуть раньше впадает Тыгын). Я опять сначала разведываю; всё проходимо. На том берегу стоит пара кроссовок «туристского» вида. Видимо, кто-то, как и я, переходил в них ручей, и решил после этого их больше не юзать (в отличие от меня).
…Дорога начинает отчетливо идти вверх (хорошо, что ненадолго), по восточному склону гор Финагеева и Мельничный Бугор, превращается в лесную типа парковой; довольно хорошо наезженную. Иногда разветвляется на несколько (которые потом, похоже, сходятся), но у нас есть общее направление – на юг и юго-юго-восток, вдоль ручья. Вдруг на обрыве слева видим стоящую машину. Похоже, рыбаки спустились вниз, к ручью… Проезжаем мимо…
После дождей дорога совершенно не высохла. Грязь забивается под заднее крыло так, что колесо намертво встает. Приходится чистить… У Ирины проблем меньше, так как нет дополнительного грязесоздающего фактора; вместо V-брейков дисковые тормоза. Но и у нее я поднимал только переднее крыло, а заднее дома тоже не успел переставить повыше, поэтому она тоже прочищает колесо, чтоб можно было ехать… (Идти велопехом тоже нельзя, так как заднее колесо не крутится совсем даже при большом усилии). В общем даже при наличии дороги стараемся ехать там, где растет трава; там грязи почти нет…
Начинают попадаться свежие коровьи «лепешки». Ага, значит, деревня уже близко!.. И вот, на выезде из леса виднеются первые дома. Ура, мы снова в цивилизации!
Сворачиваем на левую дорогу. Переодеваю продравшиеся (в не скажу каком месте) джинсы непрезентабельного вида на спортивные штаны (вообще-то тоже балахонистые…). Въезжаем в Николаевку вместе с первыми встреченными за последние три дня людьми – велосипедистами! (Которыми оказались местные мальчишки на простых великах). Мы катим вверх по траве, чтобы поменьше грязи налипло, они – по дороге, явно с большим трудом (в отличие от нас)…
Поскольку время позднее, то искать магазин нет смысла. Спрашиваем у первой встречной, у кого здесь можно купить молока и картошки. Женщина, осмотрев нас, говорит, что картошки у нее нету, а молоко есть, только немного. В итоге она наливает Ирине полную 1,5-литровую бутылку… Вкусно! :)
Решаем ехать дальше, пока едется, тем более, что в Николаевке дорога становится нормальной ровной широкой проселочной грунтовкой (а не просто две колеи, как до этого). Скорость (крейсерская) к тому же вырастает до 15-17 км/час… У своротки на Махмутово (налево) передых, и дальше (направо) – в сторону Тирлянского…
Снова с неба закапало. Дорога, до этого успевшая подсохнуть, стала грязной. У меня колеса «встают» через 100-150 метров езды по грязи. Из-за необходимости их прочищать и ехать по травянистой (и каменистой) части обочины скорость падает…
Когда проехали совхоз Черный Ключ, дождик прекращается, но дорога лучше уже не становится. По карте становится ясно, что до реки Белой уже недалеко (по прямой – около 1 км), и можно становиться на ночь рядом с ней. Поэтому на очередной вершинке я иду (без велика) разведать, где можно встать на стоянку.
Выйдя из леса вниз, к реке, вижу какие-то столбики и постройки. А правее – уже мелькает вода Белой (на излучине). И тут ко мне через поле с лаем бросаются две большие белые собаки… Останавливаюсь, не смея повернуться спиной (вдруг кинутся). При их приближении спокойным голосом приговариваю: «Хорошие собаки! Хорошие…». Стараясь не делать резких движений, показываю пустые руки: «Нету у меня ничего! Нету!». Они подбегают, продолжая лаять. Одна – совсем близко, и, так как она, вроде, не собирается прыгать на меня, осторожно наклоняюсь ее погладить. О’кей, лаять перестаёт, начинает меня обнюхивать и подниматься лапами на куртку, заигрывая. А вторая (лаявшая) ухитрилась в это время залезть мордой в карман (он у меня надорван был) и вытащить оттуда п/э мешок, в котором лежат компас и карта этого участка пути. Я ей: «Это не едят! Фу! Фу!», и успеваю выхватить ценные вещи из ее пасти, слегка порвав мешочек… В общем, покрутились они вокруг меня. Я им: «Где хозяин? Там – хозяин? Туда – к хозяину! Домой!». И показываю на постройки. Они лают и убегают туда.
Я же предпочел сразу пойти назад. И тут через пять пару-тройку минут ко мне несётся уже целая свора – штук пять-шесть собак с лаем и без… Ну, блин, попал!.. (А Ирина ждет меня у дороги за леском). Хорошо, вслед за собаками сразу на лошадях прискакивают трое башкир; видимо, пастухов, и отгоняют собак. Говорю, что мы – туристы, узнаю у них, где можно поставить палатку, и возвращаюсь к Ирине…
Выезжаем прямо на поле; а тут – снова эти пастухи. Видя, что мы – на великах, спрашивают нас, откуда мы, что да как… Потом – отстают.
На этом берегу Белой – выгон. Сухар не видать, да и место чересчур открытое. Поэтому мы в третий раз за сегодня переходим вброд (там где колеи полевой дороги пересекают реку), и становимся в 200 метрах выше, на опушке леса у дороги. Так как там к сосне были прислонены длинные жерди, то, видимо, это – стоянка «покосников».